О народной медицине

Повелителем всех болезней является Улусханнаах Улуу Тойон. В его распоряжении находятся все боги, причиняющие человеку наружные и внутренние болезни.

Якутские отосуты имели значительный запас знаний и представлений по анатомии и физиологии человека, которыми они руководствовались в своей лечебной практике. Животноводство, оленеводство, разделка туши способствовали анатомическому кругозору, давали возможность более детально ознакомиться с внутренними органами, их строением и функциями. Знания анатомии животных способствовали и знанию анатомии человека. Безусловно, анатомическим объектом служило и собственное тело человека.

Для якутской народной медицины была характерна специализация отoсутов как по общей терапии, так и по отдельным болезням или группе болезней, что показывает ее довольно высокое развитие.

Одни отосуты (их просто называли отосутами) лечили больных только растительными и животными средствами (часть из них лечила только определенные болезни: или желудочно-кишечные, или женские, или др.). Другие отосуты занимались только кровопусканием, третьи — костоправством, четвертые — массажем, пятые лечили глазные болезни, шестые принимали роды и.т.д.

Приемы народной медицины передавались из поколения в поколение, многие тайны врачевания оберегались от непосвященных. Многие народные лекари искренне были преданы своему делу и были уверены, что они помогают страждущим и действительно нередко вылечивали их.

Далее приводятся сведения о болезнях и их лечении в представлении дореволюционных якутов. Исторические документы сохранили многие рецепты, применявшиеся для борьбы с недугами.

АНГИНА. При ангине привязывают к шее заячью шкурку, иногда намыленную, полощут горло поваренной солью или заваривают кору тальника и полощут горло. (Н. Е. Олейников, стр. 12).

Боли под ложечкой — употребляются настой кучукты, а также отвары каменной и горькой полыни чернобыльника.

ГОЛОВНАЯ БОЛЬ. Причина — от чрезмерного количества «плохой» крови. Средство — привязывают к голове мерзлый лошадиный кал. При головной боли употребляются настой растения кучукта, а также отвары каменной и горькой полыни и чернобыльника. Применяются также папоротник и зверобой.

При головных болях ставят на затылок и лоб банки, т.к. по представлению якутов, головная боль получается в результате действия плохой крови на голову, Вылечить можно только кровопусканием.

Некоторые знахари и знахарки прибегают к массажу головы. По их представлению, головная боль происходит от расхождения костей черепа, каковые нужно «выправить». С целью установления расхождения на голову поверх ушей накладывается бумажная лента, на которой углем отмечается середина лба, уши и затылок. Если линии эти строго по середине не сходятся, то это признак расхождения костей, н, следовательно, нужен массаж. Массаж производится давлением ладонями с 2-х противоположных полюсов, поглаживанием сверху вниз. Продолжается от 10 до 15 мий. Массажист должен иметь «мягкую руку».

Повязка головы делается так, что платком покрываются, а следовательно и оттягиваются, только лобные, височные и затылочные поверхности головы. Верхняя часть остается открытой.

При упорных головных болях (мигрень) применяют оттягивание пальцами кожи на переносье или на затылке, причем оттягивание это делается до тех пор, пока не появится подкожный кровоподтек, иногда в таких случаях ущемляют ногтями кожу. Кроме того, при головных болях применяется еще и прижигание трутом за ушами.

МЕНЕРЯЧЕСТВО. Многие иэ якутов страдали своеобразными нервными болезнями. Эти болезни настолько типичны были для якутского племени, что сами якуты дали им общее название «саха ыарыыта», т.е. якутская болезнь. Среди этого рода заболеваний сами якуты различают два вида: эмюрячество и менерячество, болезни, имевшие большее распространение в Среднеколымске и Верхнеколымске. Формы истерии:

1.Таарымта. Из многочисленных опросов больных и здоровых колымчанок написал врач С. И. Мицкевич, долго проработавший врачом в Среднеколымском районе. Он написал, что с 12-15 лет у якутской девушки появляются «таарымта» (местные русские переводят словом «припадки»). Девушки часто жалуются в этот период на сердцебиение («сердце в рот выскочить хочет», как говорят местные русские), на замирание сердца, на боли в области сердца, на боли под ложечкой, на рвоту, на невралгии в области мочевого пузыря, в области клитора, на бессонницу. Обращает на себя внимание вообще беспокойность сна у местны
х жителей. Очень частое явление — пение во время сна, поют песни, распевают целые былины («олонхо»). По-якутски это называется «кутурар» (по-русски переводят «бредит») . Это не считается болезнью. В анамнезе многих женщин непременно отмечались такие «таарымта» — припадки. Бывает это и у мужчин, но значительно реже. Такие «таарымта» следует считать первыми, наиболее легкими проявлениями истерии.

2. Мэнэрик. Второй по тяжести степенью проявлений истерии следует считать припадки, которые называются «мэнэрик», глагол в 3-м лице от этого будет «мэнэрийэр», по-русски это переводят «блажит», «шаманит», иногда просто говорят «мэнэрячит»', говорят также «порчу напустили на нее», «испортили».

Эмюряхов в свою очередь можно разделить на пассивных и активных. Под первую группу подходят те эмюряхи, которые при громком окрике или произношении почему-либо неприятного им слова ограничиваются только повторением того, что было сказано. Они подражают не только звукам, но и жестам и вообще всему тому, что выводит их из нормального состояния. Эти несчастные часто служат объектом грубых шуток их сородичей. Активные эмюряхи кроме подражания бросаются туда, где находится внешний импульс, с целью прекратить его действие, не разбирая при том, угрожает или нет ему опасность... Таким образом, активные эмюряхи являются опасными для окружающих, и нередко наблюдались ушибы, поранения и даже убийства, совершенные ими во время припадка. Припадки у эмюряхов бывают непродолжительны и могут быть вызваны искусственно, когда угодно, кем угодно. Какой-либо перемены после припадка, кроме незначительной усталости, эмюряхи не чувствуют и часто отрываясь от дела благодаря припадку, по окончании сейчас же продолжают его. Припадки у мэнэриков обычно бывают периодически и беспричинно. За несколько дней до начала припадка мэнэрик начинает жаловаться на головную боль, болезненную возбудимость, чувствительность, раздражительность, а иногда на угнетенное состояние духа. Постепенно эти симптомы усиливаются и доводят больного до припадка. Больной воет, кричит, причитает, рассказывает небылицы, кидается из угла в угол, кружится на одном месте, катается в судорогах по земле. Припадок кончается обычно крепким сном, после которого несколько еще дней мэнэрик чувствует себя настолько скверно, что редко может приступить к работе. Этим формам «якутских» болезней более подвержены женщины, чем мужчины, причем наблюдается, что болезнь впервые проявляется после первой брачной ночи, в начале беременности, после первых родов, после сильного испуга или большой неприятности. По мнению якутов, виновниками этих болезней является дух Нэмириэ и страшный дух Тимир Суодалба Ойуун, который живет на втором снизу верхнем небе — это небо называют «сумасшедшим небом» (мэнэриктээх халлаан) и от ударов бубна которого и воют женщины, одержимые вышеуказанными болезнями.

Для лечения этих болезней приглашают обычно шаманов, но и последние, несмотря на свою силу, часто вынуждены бывают отказываться от борьбы с этими свирепыми богами. В качестве паллиативов пьют распущенную в чае желтую накипь, образующуюся в зимнее время на обыкновенном плитняке (она имеет вяжущий, металлический вкус) и «дерябу». При судорогах применяется полынь, а при параличах — отвар кучукты, каменной и горькой полыни и чернобыльника.

Крайняя степень эмюрячества заключается в том, что субъект, физически здоровый вполне, пораженный каким-нибудь обстоятельством, начинает либо повторять все достигающие его слуха или зрения, или же сквернословить и драться.

К этой группе должно причислить припадки, вызываемые не болевыми причинами, а внезапностью какого-либо движения другого человека или предмета. Например, если быстро нагнуться за упавшим платком около больного субъекта, то последний выкрикнет какое-либо сквернословие, где бы это ни случилось. Выкрикивают и женщины вполне порядочные. Степень болезни выражается в том, что одни выкрикивают (по- якутски или по-русски) сквернословие полностью.

Болезнь должна считаться заразительной или прививаемой. Часто, шаля, молодежь щекочет друг друга или тыкает в бок. Внезапность сначала вызывает вздрагивания, от частого повторения — крик, а затем далее ругань. В конце концов довольно протянуть палец по направлению к такому субъекту — и он кричит похабность благим матом.

Сумасшествие (иирэр). В некоторых случаях болезненные истерические состояния затягиваются на месяц и более. Омрачение сознания бывает длительное, резко выражены галлюцинации, появляются бредо
вые идеи преследования, состояние тоски, бывают попытки к самоубийству. Это третья, более тяжелая форма истерии. Такое состояние якуты называют «иирэр», что русские переводят «с ума сходит». Это выражение употребляют как название всей совокупности длительного заболевания — помешательства. Этим словом обозначают и более длительные психоневрозы, и всякие психические болезни более стойкого характера, как, например, длительное состояние тоскливости при маниакально-депрессивном психозе.

Самый тяжелый вид истерии — дичание. Отчасти так называют и сильные формы тика, но чаще боязнь людей, боязнь до того, что больной убегает в лес и там скрывается, что едят и пьют неизвестно, легко может случиться, что больной и умрет с голоду. Дичанию подвержены и русские поселенцы. Эта болезнь отличается от того психического расстройства, которое мы называем сумасшествием — иирбит.

«Проходя мимо одного летника, стоящего далеко от других юрт, — рассказала проживавшая в Мегинском улусе (Якутский округ) А. Н. Стеблина-Каменская, — я услыхала крикливое пение и хриплый плач детей. Я не обратила бы на это внимание, если бы мне не показался подозрительным густой дым, выходящий из трубы камина. Я отворила дверь летника. Юрта была вся полна дымом, а в нем скакали и пели две якутки, дети же лежали на лавке и плакали. Дым наполнил юрту потому, что она загорелась от плохого камина. С большим трудом мне удалось извлечь женщин из юрты и довести их до соседей, разьяснивших мне, что эти бабы иногда „дичают“, на этот раз родные не заметили их исчезновения».

Дичают люди или в определенное время от привычной болезни, или же временно, — например, от того, что заблудятся в тайге. Форма та же: прячутся от людей, как дикие звери. Одной из причин «дичания» якуты называют сожительство духа леса или воды с женщиной.

Лечение: От припадков истерии якуты прибегали к камланию. В начале камлания больная женщина сидела тихо на лавке, но затем у нее начались припадки истерии. Шаман продолжал камлание, во время которого изображал «всемирного быка» и «всемирного жеребца» и наскакивал на больную, как бы для совокупления с нею. После одного из таких наскакиваний больная затихла, успокоилась и шаман, окончив камлание, заявил, что припадков больше не будет.

"От нервного расстройства... употребляют желтоватую накипь, образующуюся на обыкновенном плитняке, породе весьма древней геологической формации, встречающейся по р. Чаре, притоке Олекмы, Намалхе и Жуе. Накипь эта известна у якутов под именем «каменного хайаха» (хайах — проквашенные, взбитые, замороженные сливки или молоко) . (М. Овчинников. К народной медицине Якутской области. Этнографическое обозрение. 1892, № 1).

Отморожение (yлyтyy). При отморожении полезна мазь из печени налима (макса) и примочка из конских глаз.

«Отмороживание лечат так: натирают суконкой или снегом и смазывают маслом, чаще всего коровьим».

Отморожения зимой — обычное явление, но не смотря на это якутская медицина не выработала каких-либо радикальных средств для лечения. Отмороженные места смазываются утренней слюной, печенью налима, но средства эти, по словам якутов, мало действенны.

Паралич. Применяется отвар кучукты, каменной и горькой полыни и чернобыльника.

Проказа. « К числу наиболее тяжких болезней, поражающих человека, принадлежит проказа. Болезнь эта начинается появлением на теле пятен или бугров, затем образуются язвы, заболевают глаза и теряется зрение, поражаются опухолями и язвами рот и горло, отваливаются пальцы на руках и ногах, а иногда даже вся нижняя часть рук и ног. Такой больной почти лишается возможности двигаться, с трудом проглатывает пищу, может издавать лишь неясные звуки, дыхание его затруднено... и в этом жалком, беспомощном виде несчастный живет иногда несколько лет, пока проказа не коснется его внутренностей». (Англичанка Екатерина Марсден в Сибири у прокаженных. С. -Петербург. 1894, стр. 1).

При проказе в качестве паллиативных средств применяют отвары артемизии (кучукта), каменной и горькой полыни и чернобыльника.

"Трава «куустээх от» (сильная трава, «обладатель которой становится весьма сильным человеком, пока она будет находиться при нем (приносится откуда-то черным дятлом) употребляется среди вилюйских и алданских якутов при проказе, в виде настоя. Растет она на острове Елгянь, около устья р. Алдана». (А. Кулаковский. Материалы для изучения верования якутов. Якутск, 1923).

«Трава эта пользуется большим доверием у населения и, по рассказам якутов, совершенно излечивает проказу. Трава эта, несмотр
я на давнишние на нее указания в местной прессе, никем еще не исследована и действие ее не проверено».

«По словам средневилюйских якутов, некоторые больные лечились костями голени „сото унуога“ прокаженных, умерших 50 — 100 лет тому назад. Кости скоблились якутским ножом и получившийся порошок давался внутрь с водой. Средство это долго держалось в секрете. Сообщил о нем своему приятелю перед смертью один из прокаженных, якобы вылечившийся в свое время этим средством и умерший от другой болезни».

Англичанке Екатерине Марсден в 1891 году кто-то сообщил, что сибирские якуты знают траву, которая излечивает проказу, но держат это в секрете. Марсден с большим трудом приехала в Якутскую область за этой травой. Она добилась строительства в Якутии лепрозория.

Простуда (дьан). От худой пищи, холодного питья, особенно если человек устал от продолжительной ходьбы или езды, — заболевает сиин уоhэ (кровеносная жила, идущая вдоль хребта от сердца, разветвляясь в ноги и руки), от чего портится кровь. Излюбленное средство — кровопускание в разных частях тела, чтоб болезнь нигде не задерживалась. Пьют отвар листьев чернолистки (хара сэбирдэх) и крапивы. «Якуты Якутского округа стали в течение последних лет при простуде пить настой на водке стручкового перца». Больной повязывает голову платком, обычно лежит. Пьет много чаю, чтобы вспотеть. При сильном кашле смазывает грудь и спину салом, взятым со свечи. Этим же салом смазывая нос при насморке. Пьют горячее молоко.

Сифилис (нуучча ыарыыта). Сифилис или «русская болезнь», по мнению якутов, — болезнь не смертельная, довольно легко поддающаяся лечению.

Сифилис лечится травой саппарис и сулемой. Трава эта настаивается в чайнике (¼ фунта) в течение одной недели, после чего дается по 1 столовой ложке 3 раза в день в течение 20 дней. Во время лечения строго запрещаются молочные продукты. Сулема дается внутрь в разных разведениях. При сифилисе применяются сарсапарели, сулема, дикая рябинка, деряба, настой красных дождевых червей. Особенно часто применяют лечение мышьяковистыми водами страдающие третичным сифилисом.

Трахома и конъюнктивит. Трахома и конъюнктивит у якутов не различались, оба назывались глазной болезнью, а потому и лечились совершенно одинаково.

Каплями в глаза пускается желчь только что вынутой из воды стерляди и карася. Утренняя моча ребенка пускается в глаза каплями, причем мужчине полагается моча девочки, а женщине — наоборот мальчика. На затылок ставятся банки и проводится заволока из конского волоса. При глаукоме ставится на висок якутская мушка. Трахомотозные зерна соскабливаются острым ножом, а в некоторых случаях — выжигаются куском раскаленного докрасна железа. При завороте век особыми, якутской работы, ресничными пинцетами знатоки производят эпиляцию. Некоторые «окулисты» лечат заболевания глаз вылизыванием. Процедура эта совершается до тех пор, пока больной не поправится. При вылизывании каждый раз произносится заклинание. В некоторых местах кладутся примочки из ледовой воды. Довольно распространенное средство — кровопускание с виска и середины лба, для чего пробивается особым топориком лобная вена. Для обтирания выделений из глаз в виде гноя и слез, привешивали на веревочку мех с уха белки или зайца.

Угар (угаар, угээр). Якуты редко угорают в своих юртах, т. к. целыми днями топятся камины, а на ночь труба не закрывается. Угорают они только в русских избах. Угоревшему на голову в полотенце накладывается мерзлый конский кал, в оба уха — по брусничной ягоде. Угар, по представлению якутов, входит через уши, почему, чтобы не угореть, должны ухо затыкать тряпкой или ягодой.

Удушье. При удушьи употребляется богородская трава.

Флюс — излечивается прикладыванием к щеке (снаружи) медвежьего языка.х.

Источник фото
Источник информации
Точка на карте

Запись опубликована в рубрике Обо всём. Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.