Якутия саха

Существует несколько гипотез о происхождении народов Саха. В своей работе «Древний и средневековый северо-восток Азии», изданной в 1992г. профессор Ф.Г.Сафронов проанализировал новые версии происхождения современной якутской народности «Саха».
Вопрос происхождения заинтересовал исследователей почти сразу же после присоединения Якутии к РФ и имеет давнюю историогеографическую традицию. Он был поставлен еще в XVII в Исбрандтом также свои гипотезы выдвигали Страленберг, Гмелин, Фишер, Кочнев и другие.

Все гипотезы сходились в том, что якуты – народ южный, на юге сложились как народность, потом перенеслись на Среднюю Лену.
Из истории заселения

Мнения разнились лишь по второстепенным вопросам. Одни были уверены, что якуты жили раньше на территории Бурятии, другие утверждали, что в Енисейско-Минусинском крае, третьи делали вывод, что они из Уранхайской земли (Тувы). Эту теорию о простой миграции приняли советские историки Козьмин и Бернштам. Первый примкнул к теории о Енисейско-Минусинском происхождении якутов, второй рассматривал якутов как потомков гуннов, откочевавших на север около VIIв. до н.э.

Первым с новой концепцией выступил Токарев, опубликовав в 1941 статью о происхождении народа Саха где проводил мысль о необходимости корреного пересмотра концепции переселении якутов с юга. По его мнению, «… точка зрения происхождения якутов с юга незаконно подменяет проблему исторического происхождения данного народа теорией его географического передвижения.

Эта точка зрения исходит из молчаливо допускаемого пред-положения об изменчивости, постоянстве этнических образований, каждое из которых может в ходе истории лишь передвигаться в пространстве, но не возникать и не развиваться».
Представители коренных народов

Первым с новой концепцией выступил Токарев, опубликовав в 1941 статью о происхождении народа Саха где проводил мысль о необходимости корреного пересмотра концепции переселении якутов с юга. По его мнению, «… точка зрения происхождения якутов с юга незаконно подменяет проблему исторического происхождения данного народа теорией его географического передвижения.

Эта точка зрения исходит из молчаливо допускаемого пред-положения об изменчивости, постоянстве этнических образований, каждое из которых может в ходе истории лишь передвигаться в пространстве, но не возникать и не развиваться».

Токарев С.А. выдвинул версию, согласно которой якуты, как народность сложились не на юге, а на средней Лене на базе смешения пришлых этнических элементов и аборигенных. Он признал наличие в материальной и духовной культуре, элементы культуры народов южной Сибири и Центральной Азии. А именно: виды однажды и домашней утвари. восьмиугольные юрты бурятского типа, некоторые элементы шаманского верования, имена божеств, словарного состава якутского языка.

Проникновение южных жителей не север не носило массового характера, как считалось ранее. А имело место постепенное передвижение отдельных тюркских и монгольских групп из Прибайкалья, верхнего и среднего Амура. Продвижение могло идти и вниз по Лене в район Якутска, а так же через Чечуйский волок на Вилюй, и по Витиму, и по Олекме, и по Алдану.

Окладников А.П. возражал Токареву, главное внимание акцентируя на северных элементах культуры якутов и написал «Историю Якутии», 1955. Москва – Ленинград, и «Исто-рический путь народов Якутии». Он так же признает происхождение якутской народности на средней Лене, но к смешению народов прибавлял юкагиров и чукчей.
Олени

Оладников писал: «…черты южного происхождения якутов заметны во всех сторонах жизни и бытового уклада якутской народности; во всей материальной культуре, хозяйстве, социальном строе, языке, верованиях, культе, искусстве, и, наконец, физическом облике якутов». То есть «искомый юг», откуда явились якуты, лежал гораздо ближе к их современной родине. А это Прибайкалье и Забайкалье времен курумчинской культуры железного века, существовавшей в 6 – 10 веках на верховьях Селенги, долины Баргузина и Ангары, верховья Лены и Верхоленска. Центром ее был Байкал. Они были первыми земледельцами. Жили полуоседло, в прочных жилищах, типа землянок, имели фонетическую письменность с руническим шрифтом, памятники которой сохранились на скальных писаницах.

Существовала государственно – племенная организация. Во главе союза племен — старейшина. Страна находилась в постоянных связях с Китаем, орхонскими и алтайскими тюрками, енисейскими кыргызами. Именно к
урыкане выделили южных предков современной якутской народности. А это было связано с большими передвижениями монгольских племен, в результате которых в 9 – 10 веке племена Онона и керулена заняли земли курыкан, в том числе и земли где образовалась бурятская народность.

В связи с этим часть курыкан, оставаясь на месте растворилась в монгольской массе и утратила свою культуру. Другая часть (северная ветвь) была оттеснена на север. Ее передвижение началось в 10ём веке и усилилось в 11-м. Оно продолжалось долго, вплоть до первой половины 1 6-го века, проходя последовательными этапами от одного пункта к другому. Часть курыкан осела вблизи Олекминска, часть перешла в бассейн реки Вилюй и по нему вышла к Лене и поднялась вверх. Пришлые южане постепенно ассимилировали часть местного населения, часть оттеснили на окраины, и таким образом тунгусская земля стала якутской.

И.В.Константинов в своем труде, «Происхождение якутского народа и его культуры», рисует исторический путь якутского народа, начиная с древнейших времен до начала 17-го века. В конце прошлой и в первые века нашей эры под натиском гуннов, занявших Забайкалье, в район Прибайкалья в среду местных племен вклинились племена уйгуров. Они и хуны, в результате этнической консолидации, стали ядром формировавшегося тюркоязычного народа, который с 6-го века стал называться гулиган. Курыкане – ближайшие предки якутов. На их дальнейшую судьбу существенное влияние оказало возвышение , в начале 10-го века, монгольского племени киданей. Они в 10-м веке вытеснили из Монголии уйгуров и распространили свои владения до Алтая включительно. В результате этих передвижений началось проникновение монголоязычных племен в Прибайкалье.

Здесь они осели, жили долго с курыканами, часть их ассимилировали. Затем, когда начались походы монгольских полководцев против енисейских кыргызов, хоротуматов и «лесных народов», предки якутов подались на север. Это было не паническое бегство, а уход от возможного завоевания монголов. Оно завершилось примерно в 15-м веке. Когда основная масса предков якутов достигла бассейна Средней Лены. Здесь якуты встретили эвенкийское и юкагирское население. Они частью были ассимилированы, частью вытеснены. Южные пришельцы заимствовали много элементов севернотаежной культуры, существенным образом перестроили свое хозяйство и быт в соответствии с географическими и природными условиями, завершая окончательное сложение якутской народности на территории бассейна Средней Азии.
Тайга

Здесь новыми представляются тезисы о том, что нельзя огульно отрицать теорию миграции, что до 12 — 13 вв. никакого проникновения предков якутов не было, что их переселение явление одноактное и в это время этнически они уже сложились. Их язык дрревнетюркский, сформировался в 5-7 вв. и его следует считать «древнеякутским».

Зыков в своей диссертации на тему: «Археологическое изучение Якутии. История и итоги», пришел к выводу о том, что основное ядро якутов составляют потомки древнейших тюркоязычных племен, а в их формировании значительную роль сыграли также монгольские и тунгусские племена. При этом выделил четыре этапа: таштыкский – 1-й век до н.э. – 5-й век н.э.; курыканский – 6-10 век; древнеякутский – 11-12 век; якутский – 12-15 век.

В начале первого этапа в Прибайкалье жили аборигенные тунгусоязычные племена охотников и рыболовов. Во времена гуннов сюда проникли предки уйгуров – скотоводы , которые смешались с аборигенами и составили второй компонент курыкан. В 5 в. От древнехакасских племен минуссинской котловины отделилось тюркоязычное ядро составвившее осно-ву курыкан.

Во втором этапе в курвканское время в Прибайкалье , в результате взаимодействия древних хакасских племен с предками уйгуров сформировалась курвканская культура. Присутствовали и тунгусоязычные аборигены края. И это начало формирования якутской культуры – протоякутов.

Третий этап связан с проникновением в 11 – 12 вв. Из Забайкалья в Прибайкалье монголоязычных кочевников, оттеснивших часть протоякутов (курыкан) в район верхней Лены.Здесь последние находились еще в некотором общении с предками бурят, которые заняв самые северные районы теперешнего расселения вытеснили протоякутов еще дальше на север. В процессе этих контактов в 12 в. Сформировались древние якуты. Оставшаяся в Прибайкалье часть курыкан была ассимилирована монголоязычными пришельцами и влилась в состав предков бурят.

Четвертый этап – древние якуты в 13 – 14 вв. достигли средней Лены. И в долине Туймаады и на Амги

Запись опубликована в рубрике Обо всём. Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.