Обычаи по ремонту судьбы и счастья

Сегодня чем выше образованность, тем сильнее стали суеверия. Быть может, скоро и мы дойдем до нижеописуемого обычая староякутской кражи родителями собственных детей у самих себя. Высокую простудную и экологическую детскую смертность, благодаря шаманам, неграмотные приписывали дьяволам. Чтобы обмануть последнего, устраивали следующее.

Родители, у которых вымирали все дети, узнав предстоящие очередные роды, тайком от всех, строили скоропостижно на свежем месте новую избу. Подбирали суку, ожидавшую щенят в одно и то же время с роженицей. В момент разрешения в старой избе должны были присутствовать лишь роженица и повивальная бабка. Муж с ощенившейся сукой в это время должен был с лошадьми находиться на дороге вблизи от роженицы.

О разрешении и завершении первых необходимых процедур с ребенком и роженицей давала знать отцу семьи повивальная бабка условным криком любой птицы через открытое окно. Тогда муж с одним щенком за пазухой, пятясь задом, подходил к окну и протягивал: щенка. Бабка, подошедшая к окну, также пятясь задом, протягивала через окно запеленатого ребенка, беря взамен щенка. Муж с ребенком скакал к новой избе. Там ребенка передавал временной кормилице. Бабка же совала запеленатого щенка в ту зыбку, в которой следовало укладывать новорожденное дитя. Приехав повторно, муж через другое окно забрасывал в старую избу суку с остальными щенятами. Через то же окно вылезали наружу роженица и бабка, подошедшие к окну также пятясь задом. От окна до лошадей все продвигались только задом, чтобы не осталось уходящих следов. Операция производилась только при солнечном свете, при котором дьяволы, как ночные существа, не должны были появляться и увидеть происходящее. Вся нехитрая обстановка старой избы оставлялась нетронутой. А скот задолго до родов специально держали на другом месте. В ту избу больше никто не возвращался. Запрещалось заходить туда и позже. «Ясновидцы» и шаманы рассказывали о том, как дьяволы, «пожиравшие» новорожденных, искали дитя и семью. По их словам, они, подобно следопытам, тщательно искали следы ушедших. Поскольку следы были только вошедшие, а вышедших: не было оставлено, дьяволы приходили к выводу о том, что никакой роженицы не было, а ощенилась лишь сука. Многие были уверены, будто таким образом избавились от дьяволов.

Удивительно, чем выше уровень обеспеченности семьи, тем выше становился у нее процент бездетности и детской смертности. В Якутии прошлого бездетность и детская смертность были преимущественным недугом богатых и обеспеченных семей. «Беднота узнается по ораве детей, а богатство — жуткой тишиной отсутствия детских голосов», — говорили тогда. По данному поводу шли рассуждения о выравнивании судьбой видов счастья: кому — в детях, кому — в богатстве. Опираясь на подобные суждения о разных частях счастья, возникали всевозможные обычаи по заимствованию, перемещению, перехвате и даже краже счастья. Вот некоторые из них. Семьи с невыживающими детьми старались раздобыть себе ребенка-приемыша из многодетных семей. Тут — преобладали передачи по родственным связям. Желая хоть одному из детей дать обеспеченность или жалеючи родича, бедные многодетные довольно охотно уступали своего ребенка богачу. Однако, в случаях плохого обращения с приемышами, встречались случаи и отнятия отданных родителями и бегства самих детей обратно. Во избежание последних почти все предпочитали иметь дело только с детьми самого младшего возраста. Имело место поверие, если сбежит приемыш, появившиеся после него у бывших бездетных собственные дети вновь начинали вымирать. «От них сбежал приемыш — хранитель счастья всех их детей» — говорили по такому поводу. Данное поверие часто облегчало жизнь приемыша в чужой семье, а многие становились чрезмерно избалованными, ибо натерпевшиеся смотрели на приемыша буквально как на живого бога семьи. В случаях принятия детей от совсем посторонних, участвовала и купля-продажа детей. Пользуясь негласной торговлей, детей у многодетных покупали и вовсе не бездетные. Они покупали для превращения купленных в дешевых работников. Часто подобное случалось, когда детей покупали издалека, т. е. подальше от мест проживания родителей. Имели место мнения о том, будто в числе отданных в чужие руки оказывались дети, уносящие с собой всё счастье оставленной семьи и процветание той, которая случайно получила того носителя счастья. Таким образом, и многодетные отрывали от себя родно

Запись опубликована в рубрике Обо всём. Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.